Мне совершенно нереально представить свое детство без сказок этого долговязого и длинноносого датчанина. Мало что зная о его судьбе, я был сражен в самое сердце простым и грустным, трогательно добрым и образным языком его сказочных историй.
Прекрасно помню их экранизации — добротно и с душой сделанные еще в СССР фильмы «Снежная Королева» и «Огниво», мультфильмы о гадком Утенке, Дюймовочке, Оле-Лукойе и стойком оловянном Солдатике.
Чуть позже, — мне было тогда лет двенадцать,— меня просто очаровал полнометражный японский мультфильм «Принцесса подводного царства». Я настолько влюбился в ту большеглазую и такую до слез уязвимую Русалочку, что без всякого сожаления потратил за неделю проката фильма весь свой киноабонемент. Это было похоже на наваждение: я бредил Русалочкой, снова и снова рисовал ее грустные глаза и сквозь детские слезы постигал горькую правду жизни о том, что любовь, даже самая-самая горячая, первая, увы, не всегда встречает взаимность. И одна печальная и светлая смерть безответно влюбленной сказочной Русалочки была мне дороже сотни других, пускай даже правдивых историй со счастливым концом.
Потом была новая экранизация Русалочки — с Викой Новиковой и Галиной Волчек в роли Ведьмы. И новое потрясение. Фильм получился изумительным! Чудесный и невероятный сплав из мрачного средневекового антуража и ранимой невинности. Знакомая с детства сказка волновала недетскими аллюзиями, философскими отступлениями и еще — нездешней музыкой, говорящей красноречивей слов. Тот фильм с невероятной силой заставил меня страдать, изнемогать от несбыточной и еще безотчетной любви, которая только-только начинала волновать мою юную душу.
А еще он заставил меня, одинокого и полного комплексов подростка, поверить, что жизнь — изумительно прекрасная вещь, несмотря ни на что. Я моментально впитал в себя как девиз куплет из песни, прозвучавшей в финале картины:
«Эй, лицедей, сними-ка маску, —
Ну, кем ты будешь, маску сняв?
Тот, кто сказал, что жизнь прекрасна,
Был кое в чем, был кое в чем, конечно, прав!»
А потом детство кончилось.
Я понял это, когда ко мне пришла любовь — настоящая, огромная, потрясающая, взаимная. И все повторилось, но уже не в сказке — наяву — это было еще чудесней!…
Но Андерсен от этого ничуть не пострадал. Правда, мультфильмы, которые появились позже — французский, диснеевский — уже не трогали, а скорее раздражали: их напускная легкость и фальшь оскорбляли те мои, самые первые, настоящие переживания. Вот только порой так хочется вместе с дочкой посмотреть тот давний японский мультфильм! Но, увы, он бесследно исчез из кинотеатров, растворился, словно пенная душа Русалочки.
…Да, это он, мой Андерсен, научил меня любить и надеяться. Он учил быть открытым, даже если это причиняет боль. Он учил меня, — и это ему вполне удалось! — понимать жизнь лучше и тоньше, смотреть на окружающее глубинным взглядом страдающего и любящего сердца, проницая покровы безразличия и серости.
Добрый сказочник Ханс раз и навсегда сделал мне прививку от пошлости — доброта и человечность его сказок оказалась сильнее грязи и грубости окружающего меня, отнюдь не сказочного мира.
Едва ли я много знал о нем самом. Просто читал книги и смотрел фильмы с его сказками. Учился видеть окружающее его глазами, различать широту и красоту души мастера через придуманный им сказочный мир. И мне этого вполне хватало. Когда же узнал о нем больше, это очень мало изменило меня: мы с ним были так похожи, что я даже не удивился. Те же фобии, комплексы, такая же худоба и непривлекательность внешности; отчаянное желание взаимной любви и паническая боязнь отвержения со стороны тех девчонок, в кого тайно влюблялся. Мне были так понятны его, уязвленное вечными насмешками, самолюбие и желание выбиться из нищеты и прославиться! Он был так близок мне — грустный датчанин с душою подростка.
Но еще ближе и понятней Андерсен стал мне, когда я, годы спустя, узнал и полюбил его Небесного Отца — Бога. Перечитайте внимательно старые сказки — и почти в каждой из них вы встретите Его добрых и святых вестников: стойких, любящих, верных. И, почти всегда — немного грустных…
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Владимир Шишков,
Херсон, Украина
Начал публиковаться с 1997 года: неожиданно для себя обнаружил желание писать об ином качестве жизни - жизни рядом с любящим Богом, который помог мне взглянуть на этот мир по-новому. e-mail автора:vlad@foru.ru сайт автора:Для ТЕБЯ
Прочитано 4153 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
А нужна ли людям Истина? - Вячеслав Ивлев Не все хотят знать истину. Истина как зеркало, когда ты смотришь на нее, ты понимаешь, что тебе надо изменяться. изменение же это больше, чем просто разговор, часто это изменение всего образа жизни. А вы хотите знать истину?